Буддийские реликвии в Эрмитаже
В Государственном Эрмитаже открылась масштабная выставка «Драгоценность в лотосе: искусство тибетского буддизма» – в залах музея собрали полтысячи буддийских реликвий. У экспозиции символичное название – это перевод главной тибетской мантры «Ом мани падме хум», посвященной бодхисаттве Авалокитешваре, символизирующему бесконечное милосердие и сострадание.
Концептуально выставка создана по принципу буддийского пантеона: ее открывают образы Будды, а развивают сюжет экспонаты, связанные с его последователями — архатами, учениками и ламами. Экспозиция раскрывает ипостаси тех, кто стремится к просветлению. Ее герои – бодхисаттвы, личные божества йидамы, небесные танцовщицы дакини.
Многие из более чем 500 произведений искусства будут демонстрироваться впервые. Палитра жанров разнообразна: бронзовая скульптура и традиционная тибетская живопись (тангка), деревянные ксилографические доски для печати текстов и миниатюрные рельефные изображения (цаца). На выставке также можно увидеть ритуальные предметы и маски торжественной буддийской танцевально-музыкальной мистерии Цам, которую проводят в больших монастырях Тибета, Монголии, Ладакха, Сиккима и Бурятии.
Имена авторов произведений историкам искусства неизвестны, поскольку буддийское искусство анонимно. Временной спектр артефактов впечатляет: самый старый экспонат, китайская статуэтка богини милосердия Гуань-инь, покровительницы материнства, относится к V веку. Возраст скульптуры удалось установить благодаря надписи на нимбе.
Поводом для показа артефактов из обширной эрмитажной коллекции искусства тибетского буддизма стал юбилей – 110-летие Санкт-Петербургского буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй».
«Буддизм – одна из традиционных религий России. Буддийская культура – важная часть петербургской культуры Серебряного века, что воплотилось в создании петербургского буддийского храма, популярности буддизма и политических связей с Тибетом при дворе последнего императора, в блестящей петербургской школе буддологии. Богатые петербургские коллекции собирались людьми с яркими именами: князь Э. Э. Ухтомский, П. К. Козлов, открыватель Хара-Хото, А. К. Фаберже, Ю. Н. Рерих… Эрмитаж хранит и воспроизводит эти культурные связи в обновленных экспозициях и выставках как в Зимнем дворце, так и в Старой Деревне – рядом с нашим Дацаном, в честь 110-летия которого мы создали эту выставку, насыщенную сведениями о деталях сложного буддийского ритуала», – отмечает генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Выставка сочетает в себе произведения искусства из эрмитажной коллекции и фотографии, рисунки, небольшие скульптуры из частного собрания Игоря Михайловского. Выставка исследует философию тибетского буддизма через призму представленных шедевров, а также раскрывает влияние тибетской культуры на художественное наследие Петербурга.
Специальный раздел экспозиции рассказывает об истории строительства петербургского буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй», возведенного в 1909–1915 годах по инициативе ученого ламы Агвана Лобсана Доржиева. Необычная архитектура храма демонстрирует причудливый сплав тибетских канонов и европейского стиля модерн.